Основные концепции и суть маркетинга

   Понятие маркетинг берет своё происхождение от латинского слова “mercatus”, которое обозначает – торговать, -продавать либо же место где проводятся деловые операции. В современном понимании слово “маркетинг” впервые появляется в словарях в 1897 году.

Коцепции маркетинга схема

Кроме того, “marketing” происходит из английского слова “market”, которое переводится как – торговля, – сбыт, – рынок. Больше об истории маркетинга можно прочитать в этой статье

Определения маркетинга, его сущность, содержание и значение

   Касаемо определения маркетинга существуют известные основные варианты разных авторов перечисленные ниже.

Согласно Американской Ассоциации Маркетинга [1]:

Определение маркетинга от AMA
Определение маркетинга от AMA

Филип Котлер дает следующее определение [2]:

Определение маркетинга от Котлера
Определение маркетинга от Котлера

    Иными словами, в контексте бизнеса, маркетинг — это изучение, выявление и прогнозирование нужд и потребностей потребителей, убеждение потенциальных покупателей в выгодности приобретения продуктов и сервисов фирмы для удовлетворения этих потребностей.

Цели и задачи маркетинга

Основной целью маркетинга, как и любого другого процесса, в системе предприятия является максимизация прибыли. Кроме того, маркетинг нацелен на сохранение существующих потребителей и привлечение новых.

Согласно Питеру Друкеру (1973), одному из самых известных теоретиков по менеджменту:

Определение цели маркетинга от Друкера
Цель маркетинга от Друкера

Принципы маркетинга

Существуют основные принципы и концепции маркетинга, которые повысят вероятность успеха продукта и бизнеса в целом.

  1. Продукт обладает характеристиками, ожидаемыми вашей целевой аудиторией.
  2. Товар или услуга присутствует на рынке в необходимых объемах в момент самой эффективной возможной реализации.
  3. Осуществляется постоянный поиск, изучение и внедрение инновационных идей в отношении продукции компании.
  4. Эффективная прорабатывается долгосрочная стратегия предприятия и тактические планы по достижению целей этой стратегии.

Задачи и функции маркетинга

Функции маркетинга — это основы работы отдела маркетинга компании, состоящие из определенных задач и ответственностей. Маркетологи обязаны спроектировать, спланировать и выполнить такие задачи для обеспечения успешности работы предприятия. Изложим основные функции и задачи маркетинга:
  1. Аналитическая функция маркетинга состоит из следующих задач:
    • Анализ и исследование рынка, его состояния, существующих конкурентов, возможных прогнозов на будущее и соответствующих рисков, работа над системой 4П (4P).
    • Изучение потребителей. Анализ нужд и «болей» потенциальной Целевой Аудитории компании, поведенческих моделей покупателей, особенностей требований к вашему продукту.
  2. Производственная функция маркетинга отвечает за материально техническую часть производимого товара или сервиса. Основная задача:
    • Создание продукта. Исходя из полученных данных необходимо создать новый либо адаптировать существующий продукт, или ассортимент продуктов для наибольшего соответствия ожиданиям целевой аудитории и успешности.
  3. Сбытовая функция маркетинга несет ответственность за продажи продукта, начиная от формирования цены и до послепродажного обслуживания. Главные задачи:
    • Формирование концепции ценовой политики. На основе информации о рынке, аналогичных продуктах и потребителях разрабатывается конкурентноспособная ценовая политика компании.
    • Сбыт. Выбор наиболее подходящих каналов сбыта продукции, где ваша целевая аудитории наиболее вероятно найдет продукт компании.
    • Сервисное обслуживание и поддержка. Продажа продукта – это лишь половина роботы. Перевести потребителя в ряд постоянных покупателей поможет грамотная маркетинговая сервисная поддержка клиентов. Сюда входит как оперативный технический фидбек, так и разработка системы поощрений, программ лояльности.
    • Повышение спроса. Включая офлайн рекламу и интернет маркетинг, продвижение продуктов и услуг.
  4. Управленческая функция маркетинга включает в себя внутренний анализ и оптимизацию коммуникации и распределения ресурсов внутри компании для осуществления маркетинговой стратегии.

Виды и типы маркетинга

Рассмотрим некоторые из основных видов маркетинга и его типов по различным факторам влияния.

Виды маркетинга в зависимости от рыночного спроса:

  1. Развивающий. Маркетологи выявляют неудовлетворенный спрос потребителей на основе исследований рынка. К примеру, это может быть отсутствие какого либо товара в целом, либо необходимость придания существующему продукту дополнительных характеристик.
  2. Стимулирующий. В случае, если несмотря на присутствие товара на рынке спрос на него неудовлетворителен, маркетинговый отдел внедряет дополнительные усилия по повышению заинтересованности потребителей. Это могут быть акции, реклама, скидки и другие инструменты маркетинга.
  3. Поддерживающий. Актуален в случае, когда спрос на товар и предложения на товар стабильны, рынок не меняется и основная функция маркетинга заключается лишь в поддержании существующего положения дел.
  4. Синхромаркетинг. Применяется в нишах рынка, где есть значительные колебания спроса на товары в связи с, как правило, сезонностью. Примерами таких продуктов могут быть прохладительные напитки, мороженое, масляные радиаторы. Основная цель и задача отдела маркетинга – умело предвидеть конъюнктуру рынка и координировать такие внутренние процессы компании как производство корректных количеств продукта, ценообразование, скидки и т. п.
  5. Ремаркетинг. При падении спроса на продукт задачей является возобновить интерес целевой аудитории к товару или сервису путем внедрения новых маркетинговых подходов продвижения.
  6. Демаркетинг. Этот вид маркетинга отличается от других тем, что подразумевает активности по снижению спроса на товар. Может быть применен в случае, если спрос превышает предложение компании. К примеру, изготовлено недостаточное количество продукта. Маркетологи могут повысить цену на товар либо снизить интенсивность рекламы.
  7. Конверсионный. В случае, если компания получает значительное количество негативного восприятия и отзывов о своих продуктах, задача маркетингового отдела – поменять восприятие целевой аудитории. Это достигается с помощью PR кампаний, рекламного продвижения, акций и бонусов, изменения ценовой политики.

Типы маркетинга по территориальному фактору:

  1. Международный.
  2. Внутренний тип (национальный, региональный, локальный)

По месту применения:

  • Офлайн маркетинг: используется вне интернета, к примеру: реклама на внешних носителях, телевидении, радио, продвижение на торговых точках и т.д.
  • Онлайн маркетинг: продвижение в интернете (контекстная реклама, e-mail рассылки и другие).

Маркетинг по фактору охвата рынка:

  1. Массовый тип. Как правило, работает в случае продажи товаров массового народного применения. Обычно охватывается весь рынок без специализации в отдельных сегментах, так как такие продукты используются большинством потребителей. Особое внимание уделяется политике максимального снижения цены.
  2. Целевой (концентрированный) тип маркетинга. Как уже понятно из названия, компания концентрируется на определенном сегменте – целевой аудитории, предлагая продукт, характеристики которого наиболее подходят для потребителя – представителя этого сегмента.
  3. Дифференцированный тип. Компания предлагает различные вариации продукта для нескольких сегментов рынка одновременно.

Типы маркетинга по временной шкале

  1. Стратегический тип – определяет основные долгосрочные стратегические цели компании.
  2. Тактический маркетинг – ориентирован на более краткосрочные и среднесрочные задачи.
Разумеется, различные виды и типы маркетинга могут использоваться компанией единовременно и параллельно.

Методы и инструменты маркетинга

мозг из инструментов

До этого момента были описаны классификации и определения маркетинга, его целей, задач и типов. Ниже будут перечислены некоторые из основных инструментов и методов, которыми пользуются маркетологи для достижения вышеописанных целей.

  • Аналитика и исследования. Маркетологи, путем использования аналитических инструментов, занимаются изучением рынка и его тенденций, потребителей, целевой аудитории. Так же получают обратную связь от всех участников бизнес-процессов как внутри предприятия, так и внешних: поставщиков, посредников, перевозчиков и логистов и т.д. Таким образом формируется аналитическая база данных для последующих решений. Больше про аналитику
  • Прогнозирование. Отдел маркетинга, на основании имеющихся данных, составляет прогнозы по дальнейшему развитию рынка, изменению поведения целевой аудитории и корректирует стратегию предприятия.
  • Продвижение. Специалисты по маркетингу осуществляют комплекс мероприятий по стимуляции сбыта путем использования онлайн и офлайн инструментов: рекламы, PR, акций, интернет продвижения, разрабатывают эффективные маркетинговые программы лояльности для удержания существующих клиентов и т. п.

Источники

1. AMA (American Marketing Association) https://www.ama.org/the-definition-of-marketing-what-is-marketing/ (2017)
2. Филип Котлер «Основы маркетинга» Краткий курс.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. — 656 с.