Маркетинг, что это?
Основные концепции и суть маркетинга
Понятие маркетинг берет своё происхождение от латинского слова “mercatus”, которое обозначает – торговать, -продавать либо же место где проводятся деловые операции. В современном понимании слово “маркетинг” впервые появляется в словарях в 1897 году.
Кроме того, “marketing” происходит из английского слова “market”, которое переводится как – торговля, – сбыт, – рынок. Больше об истории маркетинга можно прочитать в этой статье.
Определения маркетинга, его сущность, содержание и значение
Касаемо определения маркетинга существуют известные основные варианты разных авторов перечисленные ниже.
Согласно Американской Ассоциации Маркетинга [1]:
Филип Котлер дает следующее определение [2]:
Иными словами, в контексте бизнеса, маркетинг — это изучение, выявление и прогнозирование нужд и потребностей потребителей, убеждение потенциальных покупателей в выгодности приобретения продуктов и сервисов фирмы для удовлетворения этих потребностей.
Миссия и задачи маркетинга
Основной целью маркетинга, как и любого другого процесса, в системе предприятия является максимизация прибыли. Кроме того, маркетинг нацелен на сохранение существующих потребителей и привлечение новых.
Согласно Питеру Друкеру (1973), одному из самых известных теоретиков по менеджменту:
Принципы маркетинга
Существуют основные принципы и концепции маркетинга, которые повысят вероятность успеха продукта и бизнеса в целом.
- Продукт обладает характеристиками, ожидаемыми вашей целевой аудиторией.
- Товар или услуга присутствует на рынке в необходимых объемах в момент самой эффективной возможной реализации.
- Осуществляется постоянный поиск, изучение и внедрение инновационных идей в отношении продукции компании.
- Эффективная прорабатывается долгосрочная стратегия предприятия и тактические планы по достижению целей этой стратегии.
Функции маркетинга
- Аналитическая функция маркетинга состоит из следующих задач:
- Анализ и исследование рынка, его состояния, существующих конкурентов, возможных прогнозов на будущее и соответствующих рисков, работа над системой 4П (4P).
- Изучение потребителей. Анализ нужд и «болей» потенциальной Целевой Аудитории компании, поведенческих моделей покупателей, особенностей требований к вашему продукту.
- Производственная функция маркетинга отвечает за материально техническую часть производимого товара или сервиса. Основная задача:
- Создание продукта. Исходя из полученных данных необходимо создать новый либо адаптировать существующий продукт, или ассортимент продуктов для наибольшего соответствия ожиданиям целевой аудитории и успешности.
- Сбытовая функция маркетинга несет ответственность за продажи продукта, начиная от формирования цены и до послепродажного обслуживания. Главные задачи:
- Формирование концепции ценовой политики. На основе информации о рынке, аналогичных продуктах и потребителях разрабатывается конкурентноспособная ценовая политика компании.
- Сбыт. Выбор наиболее подходящих каналов сбыта продукции, где ваша целевая аудитории наиболее вероятно найдет продукт компании.
- Сервисное обслуживание и поддержка. Продажа продукта – это лишь половина роботы. Перевести потребителя в ряд постоянных покупателей поможет грамотная маркетинговая сервисная поддержка клиентов. Сюда входит как оперативный технический фидбек, так и разработка системы поощрений, программ лояльности.
- Повышение спроса. Включая офлайн рекламу и интернет маркетинг, продвижение продуктов и услуг.
- Управленческая функция маркетинга включает в себя внутренний анализ и оптимизацию коммуникации и распределения ресурсов внутри компании для осуществления маркетинговой стратегии.
Виды и типы маркетинга
Рассмотрим некоторые из основных видов маркетинга и его типов по различным факторам влияния.
Виды маркетинга в зависимости от рыночного спроса:
- Развивающий. Маркетологи выявляют неудовлетворенный спрос потребителей на основе исследований рынка. К примеру, это может быть отсутствие какого либо товара в целом, либо необходимость придания существующему продукту дополнительных характеристик.
- Стимулирующий. В случае, если несмотря на присутствие товара на рынке спрос на него неудовлетворителен, маркетинговый отдел внедряет дополнительные усилия по повышению заинтересованности потребителей. Это могут быть акции, реклама, скидки и другие инструменты маркетинга.
- Поддерживающий. Актуален в случае, когда спрос на товар и предложения на товар стабильны, рынок не меняется и основная функция маркетинга заключается лишь в поддержании существующего положения дел.
- Синхромаркетинг. Применяется в нишах рынка, где есть значительные колебания спроса на товары в связи с, как правило, сезонностью. Примерами таких продуктов могут быть прохладительные напитки, мороженое, масляные радиаторы. Основная цель и задача отдела маркетинга – умело предвидеть конъюнктуру рынка и координировать такие внутренние процессы компании как производство корректных количеств продукта, ценообразование, скидки и т. п.
- Ремаркетинг. При падении спроса на продукт задачей является возобновить интерес целевой аудитории к товару или сервису путем внедрения новых маркетинговых подходов продвижения.
- Демаркетинг. Этот вид маркетинга отличается от других тем, что подразумевает активности по снижению спроса на товар. Может быть применен в случае, если спрос превышает предложение компании. К примеру, изготовлено недостаточное количество продукта. Маркетологи могут повысить цену на товар либо снизить интенсивность рекламы.
- Конверсионный. В случае, если компания получает значительное количество негативного восприятия и отзывов о своих продуктах, задача маркетингового отдела – поменять восприятие целевой аудитории. Это достигается с помощью PR кампаний, рекламного продвижения, акций и бонусов, изменения ценовой политики.
Типы маркетинга по территориальному фактору:
- Международный.
- Внутренний тип (национальный, региональный, локальный)
По месту применения:
- Офлайн маркетинг: используется вне интернета, к примеру: реклама на внешних носителях, телевидении, радио, продвижение на торговых точках и т.д.
- Онлайн маркетинг: продвижение в интернете (контекстная реклама, e-mail рассылки и другие).
Маркетинг по фактору охвата рынка:
- Массовый тип. Как правило, работает в случае продажи товаров массового народного применения. Обычно охватывается весь рынок без специализации в отдельных сегментах, так как такие продукты используются большинством потребителей. Особое внимание уделяется политике максимального снижения цены.
- Целевой (концентрированный) тип маркетинга. Как уже понятно из названия, компания концентрируется на определенном сегменте – целевой аудитории, предлагая продукт, характеристики которого наиболее подходят для потребителя – представителя этого сегмента.
- Дифференцированный тип. Компания предлагает различные вариации продукта для нескольких сегментов рынка одновременно.
Типы маркетинга по временной шкале
- Стратегический тип – определяет основные долгосрочные стратегические цели компании.
- Тактический маркетинг – ориентирован на более краткосрочные и среднесрочные задачи.
Методы и инструменты маркетинга
До этого момента были описаны классификации и определения маркетинга, его целей, задач и типов. Ниже будут перечислены некоторые из основных инструментов и методов, которыми пользуются маркетологи для достижения вышеописанных целей.
- Аналитика и исследования. Маркетологи, путем использования аналитических инструментов, занимаются изучением рынка и его тенденций, потребителей, целевой аудитории. Так же получают обратную связь от всех участников бизнес-процессов как внутри предприятия, так и внешних: поставщиков, посредников, перевозчиков и логистов и т.д. Таким образом формируется аналитическая база данных для последующих решений. Больше про аналитику.
- Прогнозирование. Отдел маркетинга, на основании имеющихся данных, составляет прогнозы по дальнейшему развитию рынка, изменению поведения целевой аудитории и корректирует стратегию предприятия.
- Продвижение. Специалисты по маркетингу осуществляют комплекс мероприятий по стимуляции сбыта путем использования онлайн и офлайн инструментов: рекламы, PR, акций, интернет продвижения, разрабатывают эффективные маркетинговые программы лояльности для удержания существующих клиентов и т. п.
Источники
1. AMA (American Marketing Association) https://www.ama.org/the-definition-of-marketing-what-is-marketing/ (2017)
2. Филип Котлер «Основы маркетинга» Краткий курс.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. — 656 с.